Но помнит Минск спасенный… Великая Отечественная: первый удар

9 мая 2020 года мы отметим 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Все дальше уходят те трагические и героические дни, но подвиги героев-фронтовиков, принявших удар врага, хранятся в памяти народа. В цикле статей мы расскажем о малоизвестных, но не менее значимых событиях военных лет, за которыми стоят жизни и подвиги наших солдат и офицеров.

В истории не было ничего подобного тому, что произошло ранним утром 22 июня 1941 года. Огромная армия Германии численностью в 3 млн человек начала наступление на фронте протяженностью 3 тыс. километров. Советскую границу пересекли 152 немецкие дивизии.

В 3.30 утра немецкие самолеты уже бомбили белорусские города: Брест, Гродно, Лиду, Кобрин, Слоним, Барановичи. Немецкие бомбы падали также на Киев, Житомир, Севастополь, Одессу, Вильнюс, Каунас, Ригу. 

Из Восточной Пруссии атаковала группа армий «Север», через Прибалтику ее удар был направлен на Ленинград. Группа армий «Юг» наступала на Киев. Наступление самой мощной немецкой группы армий «Центр» было направлено на Минск, Смоленск и Москву. Главный удар пришелся по войскам Западного особого военного округа.

Оборонительные бои завязались по всей границе. Несмотря на большие потери, Красная армия наносила контрудар по врагу, пытаясь отбросить немцев за пределы нашей территории.

Уже 23 июня командующий войсками Западного фронта генерал армии Дмитрий Павлов отдал приказ контратаковать немцев в направлении Белосток – южнее Гродно. На врага двинулся 6-й механизированный корпус под командованием генерал-майора Михаила Хацкилевича. Советские танкисты подавили встречный огонь противотанковой артиллерии немцев на юго-востоке от Гродно и отбросили их. Однако немцы уже заняли Гродно. Из-за отсутствия связи с войсками и не имея точной информации о складывающейся обстановке, Военный совет Западного фронта приказал войскам 6-го и 11-го механизированных корпусов, а также 36-й кавалерийской дивизии объединиться в группу под командованием генерала Ивана Болдина, отбить Гродно и продолжать наступление.

Против советских войск немцы направили большие силы авиации, противотанковую и зенитную артиллерию, пехотную дивизию. Тяжелые бои под Гродно продолжались и 24 июня. Группа Болдина сковала значительные силы врага, нанесла ему существенный урон, но и советские танкисты понесли огромные потери.

К вечеру того дня танкисты генерала Хацкилевича вышли на немецкие части, прикрывавшие главные силы, что наступали в направлении Минска. Здесь, на дороге у Зельвы, скопились войска трех советских армий, отступающих из «Белостокского выступа». Во всю ширину дороги двигались грузовики и танки, колонны пехоты и кавалерии, тягачи с орудиями и санитарные фургоны, телеги с беженцами и машины с армейским имуществом. Сотни тысяч людей двигались на восток, из Белостока на Слоним.

На них волна за волной, совершенно безнаказанно налетали немецкие пикирующие бомбардировщики. И не было от них спасения ни в кюветах, ни в придорожных кустах, ни в перелесках. Десятки километров обочины этой дороги были едва ли не сплошь устланы телами погибших, завалены остовами сожженных машин, сгоревшими танками, искалеченной техникой.

И все же, ценой огромных потерь, нашим войскам удалось вырваться из окружения, разгромить 107-й немецкий пехотный полк и с боями выйти к своим.  

Одной из первых массированные удары танковых войск и пехоты вермахта приняла на себя 99-я стрелковая дивизия Западного особого военного округа, находившаяся в пограничном Перемышле – теперь это польский город. Внезапно атаковав, немцы 22 июня захватили город, но на следующий день советские бойцы выбили их с правобережной стороны и восстановили границу. Бои за Перемышль шли несколько дней, город трижды переходил из рук в руки. На стороне немцев было большое превосходство, они постоянно вели артобстрелы, бросали в бой все новые части, их активно поддерживала авиация, но красноармейцам удалось отбросить врага за пограничную реку Сан. Неделю продолжались бои за Перемышль. Лишь получив приказ оставить позиции, 99-я стрелковая дивизия отступила.

Вечером 25 июня с северо-запада к Минскому укрепрайону подошли немецкие танковые дивизии 3-й танковой группы генерала Гота. На следующий день с юга к Минску вышли танки 2-й немецкой танковой группы Гудериана. На 4 советские стрелковые дивизии наступали 2 танковые и одна моторизованная дивизия. Немецкие самолеты бомбили Минск, начались пожары, гибли мирные жители. Обороняли столицу БССР соединения 13-й армии. Вокруг Минска по фронту оборону заняла 100-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Руссиянова – она  отразила несколько сильных танковых атак немцев. Известно, что на позиции 85-го стрелкового полка вышло около 50 немецких танков, из них 20 бойцы уничтожили бутылками с горючей смесью. Затем советские пехотинцы сами перешли в наступление и за три часа боя отбросили врага на 13-14 километров к северо-западу от Минска, уничтожив множество танков, бронемашин и мотоциклов противника.

За три дня боев севернее Минска, с 26 по 28 июня, только воины 100-й стрелковой дивизии уничтожили и вывели из строя 101 вражеский танк, 13 бронемашин, 23 орудия, сбили 20 самолетов. Но силы в том сражении были неравными: к вечеру 28 июня немецкие танки прорвали советскую оборону и вошли в Минск.

Несмотря на наши потери, немецкий «блицкриг» был сорван. И этот провал не объяснить большими расстояниями, недостатком материального обеспечения или стратегическими ошибками командования. Немецкую военную махину сокрушали мужество, стойкость и отвага советского солдата.

(Продолжение следует…)

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Источник: https://1prof.by/news/v-strane/no-pomnit-minsk-spasennyj-velikaya-otechestvennaya-pervyj-udar/