3. On improving the processes of interaction between the state and citizens with the help of modern information and communication technologies

О совершенствовании процессов взаимодействия государства и граждан с помощью современных информационно-коммуникационных технологий

К настоящему времени в результате принимаемых практических мер по развитию информатизации созданы и функционируют специализированные технические решения для организации электронного взаимодействия государства и населения.

В частности, функционирует портал «Моя Республика» (115.бел), который применяется населением для подачи в режиме реального времени заявок на решение коммунальных проблем. Основной задачей портала является упрощение взаимодействия служб жилищно-коммунального хозяйства с гражданами, запросы которых после размещения на портале направляются для выполнения городским службам. Обратная связь реализуется через предоставление гражданину возможности просмотра результатов выполненной работы по его запросу в формате «было»
и «стало». Сегодня возможностями портала пользуются более 2,0 тыс. человек, его пользователем может стать любой желающий гражданин.

Дополнительно в целях обеспечения в Республике Беларусь прозрачного и объективного механизма оценки эффективности деятельности государственных организаций по оказанию услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и административных процедур функционирует портал рейтинговой оценки (качество-услуг.бел).

Портал ориентирован на граждан, предоставляя им удобный инструмент для размещения своего мнения о качестве работы государственных организаций, каждая из которых может быть ими оценена по 5-балльной шкале. На основании выставленных гражданами оценок предусмотрено автоматическое формирование на портале соответствующего рейтинга государственных организаций.

Функциональные возможности портала постоянно развиваются. С 2021 года на портале появилась функция, которая позволяет государственным органам и организациям изучать мнение граждан по различным вопросам социально-экономического развития путем проведения онлайн-опросов.

Сегодня возможностями данного портала пользуются уже более 30,0 тысяч человек, его пользователем также может стать любой желающий гражданин.

С 3 января 2021 года РУП «Белпочта» внедрило Национальную почтовую электронную систему, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи», актами Всемирной почтовой конвенции и ее регламентом, в целях обеспечения обмена электронными почтовыми отправлениями на современном уровне с использованием цифровых технологий.

Следует отметить, что электронные почтовые системы по пересылке почтовых отправлений в электронной форме существуют и в ряде других стран: Российская Федерация, Казахстан, Эстония, Франция, Австралия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Хорватия, Германия и др.

Национальная почтовая электронная система (НПЭС) – это не электронная почта в привычном понимании: это защищенная платформа для обмена почтовыми отправлениями в электронной форме.

НПЭС предоставляет пользователям возможность осуществлять прием, обработку, хранение, доставку (вручение) почтовых отправлений в электронной форме, а также пересылку гибридных отправлений (из электронной формы в бумажную).

При пересылке почтовых отправлений в электронной форме, в том числе и гибридных отправлений, РУП «Белпочта» гарантирует соблюдение тайны почтовой связи, безопасность и конфиденциальность переписки. Пересылка писем осуществляется по защищенным каналам передачи данных с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации.

При пересылке заказных почтовых отправлений в электронной форме, так же, как при пересылке заказных почтовых отправлений в физической (бумажной) форме, отправителю выдается квитанция, а получателю письмо доставляется под роспись (электронную цифровую подпись).

Для пересылки почтовых отправлений в электронной форме пользователь создает в НПЭС электронный почтовый ящик, который является цифровым аналогом почтового ящика. При отправке почтового отправления в электронной форме адресование осуществляется на почтовый адрес получателя (пользователя НПЭС), что не требует от отправителя знания дополнительных реквизитов, идентификаторов получателя.

В случае, если получатель почтового отправления не зарегистрирован в НПЭС, РУП «Белпочта» автоматизировано распечатает и сконвертирует вложение, после чего доставит почтовое отправление адресату по почтовому адресу.

Регистрация пользователя в системе (создание электронного почтового ящика) осуществляется с использованием следующих инструментов идентификации: мобильная ЭЦП на сим-карте, ЭЦП на USB носителях (AvToken, AvPass, AvBign). Также НПЭС сможет поддерживать идентификацию пользователя с использованием ID-карты.

Доступность указанных технических решений для граждан Республики Беларусь позволяет выстроить конструктивный диалог между государством и населением, учитывать мнение каждого, оперативно реагировать на проблемные ситуации и принимать взвешенные управленческие решения.