Информация о результатах реализации Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы в 2021 году

Целью Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы (далее – Государственная программа) определено обеспечение внедрения информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества.

В рамках нее выполняются мероприятия по созданию (развитию) современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, внедрению цифровых инноваций в отраслях экономики и технологий «умных городов», а также обеспечению информационной безопасности таких решений.

Всего в Государственной программе 6 подпрограмм, 84 мероприятия, 32 заказчика. В отчетном периоде реализации подлежало 68 мероприятий.

В обозначенном периоде заказчиками проведена значительная работа
в части подготовки и реализации работ по мероприятиям Государственной программы. Достигнуты значимые результаты, которые способствуют решению задач Программы социально экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы.

Реализация мероприятий подпрограммы 1. «Информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение цифрового развития» ориентирована на создание благоприятных условий для обеспечения и сопровождения процессов цифрового развития.

Для решения задачи социально-экономического развития
по подготовке квалифицированных кадров для цифровой экономики, специалистов по внедрению информационных технологий Минсвязи совместно с заинтересованными начата подготовка к разработке образовательной платформы для повышения «цифровой грамотности» населения страны, а также образовательного контента для курсов повышения квалификации работников государственных органов
и организаций по вопросам цифрового развития (мероприятия 1 и 2).

Для цифровой трансформации экономики начато внедрение действенного инструмента управления процессами цифровизации экономики – создание «витрины цифровых проектов» (мероприятие 3).
Это площадка для размещения, изучения и анализа результатов проектов, реализованных для цифрового развития государства, отрасли, организации.

Благодаря витрине можно будет подать заявку на регистрацию цифрового решения через Единый портал электронных услуг; разместить, систематизировать и хранить подробные информационные и технические сведения о результатах государственных и коммерческих цифровых ИТ-проектов; осуществлять расширенный поиск и мониторинг пользователями данных о цифровых проектах, реализованных в Беларуси; формировать цифровые выставки – тематические подборки цифровых проектов
и решений с презентацией их возможностей; осуществлять сбор данных
для оценки уровня «цифровой зрелости» государства в целом и отраслей экономики в отдельности; определять текущие и прогнозные значения показателей уровня «цифровой зрелости», предоставлять аналитические инструменты для их изучения, формировать рекомендации по повышению уровня «цифровой зрелости» государства и отраслей экономики; размещать и просматривать новости и аналитические материалы
по цифровым проектам.

Реализация мероприятий подпрограммы 2 «Инфраструктура цифрового развития» направлена на совершенствование национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры и услуг, оказываемых на ее основе.

В рамках работ по снижению «цифрового неравенства» путем организации доступа к универсальным услугам, строительства волоконно-оптических линий связи к населенным пунктам с числом домохозяйств 50 и более (мероприятие 7) волоконно-оптическими линиями связи (ВОЛС) обеспечено 122 населенных пункта с числом домохозяйств 50 – 100
при плане в количестве 100 населенных пунктов.

Прирост абонентов, подключенных к IMS-платформе, в 2021 году составил 116,0 тыс., абонентская база достигла уровня 3 731,4 тысячи абонентов.

В целях планомерного переключения абонентов с существующего коммутационного оборудования электронных АТС на узлы доступа
с предоставлением услуг платформы IMS выведено из эксплуатации более 441,9 тыс. номеров монтированной емкости АТСЭ.

В рамках формирования единого цифрового пространства на базе развитой транспортной инфраструктуры сети передачи данных (мероприятие 8) в 2021 году построено и введено в эксплуатацию более
634 км магистральных и межстанционных волоконно-оптических линий электросвязи.

Удельный вес абонентов со скоростью 100 Мбит/с от общего количества абонентов широкополосного доступа составил 34,9%,
при плане – 31,69%.

В рамках создания волоконно-оптической инфраструктуры
для дальнейшего цифрового развития отраслей экономики (мероприятие 10) в 2021 году построено и введено в эксплуатацию 6,7 тыс. км ВОЛС непосредственно до потребителя.

Прирост абонентов, подключенных по ВОЛС, составил 99,3 тыс.
при плане – 70,0 тысяч. Общее количество абонентов, подключенных
по ВОЛС, на 01.01.2022 – 2 838,9 тысяч.

В рамках развития единой республиканской сети передачи данных (мероприятия 11) в отчетном году осуществлялись ее проектирование, строительство, оснащение и обслуживание для улучшения качественных показателей, увеличения пропускной способности, а также для обеспечения географического резервирования. В указанный период введено
в эксплуатацию 56,6 км. волоконно-оптического кабеля и проведена модернизация 4-х узлов связи.

В рамках реализации мероприятия 16 в 2021 году продолжалось расширение покрытия и улучшение качественных показателей сети сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE(4G) (далее – сеть LTE) и выполнялись мероприятия опытной эксплуатации радиоэлектронных средств сухопутной подвижной службы системы сотовой подвижной электросвязи IMT-2020 (далее – сеть 5G).

По итогам 2021 года в сети LTE эксплуатировалась 3 451 базовая станция в г. Минске, всех областных, районных центрах и иных населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек и на всей территории Гомельской, Могилевской, Минской и Витебской областей.

Государственной программой применительно к сети сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE установлен целевой показатель «Охват населения Республики Беларусь услугами сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE (4G)». На 2021 год значение данного показателя установлено на уровне 89,4%, фактически обеспечен охват 97,4 % населения при покрытии сетью LTE 76,7% территории

Реализация подпрограммы 3 «Цифровое развитие государственного управления» направлена на повышение эффективности реализации государственных функций посредством создания комплексной цифровой инфраструктуры для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, формирования современной системы оказания государственных услуг на принципах проактивности
и мультиканальности их предоставления. Выполнение ее мероприятий ориентировано на решение задачи социально-экономического развития
по внедрению технологий электронного правительства и элементов цифрового участия.

Среди наиболее значимых результатов первого года реализации Государственной программы можно отметить следующие.

В рамках реализации мероприятия 29 выполнена модернизация сайта «Правовой форум Беларуси» как специализированного сервиса цифровой платформы нормотворческой деятельности. В результате обеспечено:

  • изменение структуры и совершенствование функциональных возможностей ресурса, обеспечивающих проведение публичных обсуждений проектов НПА, правового мониторинга, сбора предложений граждан по совершенствованию законодательства, общения пользователей по правовым вопросам, поиск необходимой информации;
  • интеграция сайта как специализированного сервиса в инфраструктуру цифровой платформы нормотворческой деятельности и обеспечение его взаимодействия с автоматизированной информационной системой «Нормотворчество» для дальнейшей автоматизации и совершенствования процессов проведения публичного обсуждения проектов НПА, прогнозирования последствий принятия правовых актов, правового мониторинга и иных сервисов;
  • повышение удобства использования и эргономичности сайта, в том числе обеспечение его адаптивности для полноценного и удобного пользования с мобильных устройств для эффективного участия граждан в публичных обсуждениях, правовых мониторингах, коммуникациях граждан и экспертов по правовым вопросам;
  • качественное развитие сервисов получения юридической помощи, иных информационных услуг за счет наращивания числа блоков и сервисов, обеспечения бесперебойной работы ресурса;
  • создание подсистем аудита (анализа действий пользователей), автоматизированного сбора и анализа статистики, позволяющих осуществлять регулярный мониторинг мероприятий ресурса;
  • реализация функционала с использованием свободного (открытого) программного обеспечении и современной системы управления контентом;
  • создание специализированных сервисов для размещения видео-, графической и иной информации, новостного блока.

В рамках реализации мероприятия 32 в отчетном периоде осуществлялось развитие АИС «Расчет налогов», в результате обеспечено:

  • полное соответствие функциональных возможностей программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде текущему состоянию налогового законодательства на 2021 год;
  • дальнейшее развитие электронных услуг, развитие личного кабинета плательщика, мобильного приложения для плательщиков физических лиц;
  • совершенствование предварительного контроля заполнения налоговых деклараций (расчетов) и подсистемы «Камеральный контроль», а также механизма направления и обработки уведомлений налоговых органов, направляемых плательщикам в рамках осуществления камерального контроля;
  • развитие подсистемы «Выбор объекта проверки» по актуализации
    и дальнейшей автоматизации расчета и присвоении критериев (подкритериев), изменением их баллов; расширение взаимодействия
    с информационными ресурсами других государственных органов
    и организаций и другое.

В рамках совершенствования налоговой системы в 2021 году, реализовано:

  • в АИС «Расчет налогов» создана база данных земельных участков, предоставленных организациям в собственность и пользование. Первичное формирование указанной базы данных произведено исходя из сведений, отраженных плательщиками в налоговых декларациях;
  • в рамках работ по созданию базы данных земельных участков произведена доработка программного обеспечения для плательщиков
    в части обеспечения в форме ввода налоговой декларации (расчета)
    по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки)
    с организаций контроля заполнения поля «кадастровый номер земельного участка (при наличии)»;
  • проведена доработка подсистемы камерального контроля в соответствии с изменениями и дополнениями в Едином перечне камеральных контролей;
  • в Личном кабинете плательщика для физических лиц реализована возможность подачи уведомления о начале осуществления (прекращении) ремесленной деятельности.

в АИС «Расчет налогов» реализован реестр плательщиков ремесленного сбора, а также ведутся работы по автоматизации ведения реестра физических лиц – плательщиков сбора за осуществление ремесленной деятельности – на основании уведомлений, полученных из Личного кабинета плательщика в электронном виде.

Программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» 01.12.2021 введен в постоянную эксплуатацию. Доля субъектов хозяйствования, имеющих возможность электронного взаимодействия с налоговыми органами от общего количества субъектов хозяйствования, составила за 2021 год 88,2% при плановом показателе к концу 2021 года 80,0%.

В рамках реализации мероприятия 46 в отчетном году выполнена модернизация и развитие функциональных возможностей автоматизированной информационной системы «Награды»
(АИС «Награды»)
. В рамках модернизации АИС «Награды» обеспечено:

  • сохранение и развитие имеющегося функционала системы, обеспечивающей сбор, хранение и предоставление в электронной форме сведений о гражданах и организациях, награжденных государственными наградами Республики Беларусь (далее – государственные награды), информационное взаимодействие государственных органов
    и государственных организаций (далее – государственные органы)
    по вопросам учета граждан и организаций, награжденных государственными наградами;
  • модернизация программного обеспечения АИС «Награды» с учетом необходимости расширения функционала, обеспечения масштабируемости, увеличения скорости и объемов обрабатываемых данных, снижения эксплуатационных затрат;
  • повышение удобства работы пользователей с системой;
  • организация удаленного доступа пользователей к системе;
  • создание подсистем аудита (анализа действий пользователей), назначения и учета результатов мероприятий технического (технологического) характера и мониторингов;
  • реализация функционала на свободном (открытом) программном обеспечении;
  • обеспечение защиты информации, обрабатываемой в АИС «Награды», в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В результате созданная модернизированная система позволяет обеспечивать взаимодействие работы государственных органов при вводе и анализе информации о государственных наградах в Республике Беларусь на основе использования современных информационных технологий и в едином цифровом пространстве в рамках новой технологической платформы.

В рамках реализации мероприятия 52 в отчетном периоде осуществлялось развитие АИС аудиовизуальных документов для учреждения «Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов» (далее – архив).

В соответствии с техническим заданием в 2021 году проведены государственные закупки, в результате которых для архива:

  • закуплены рабочие станции для технического контроля цифровых копий кино-, видеодокументов (2 шт.); система хранения данных в составе;
  • разработаны техническое задание на доработку автоматизированной информационной системы Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов (далее – АИС БГАКФФД) и регламенты взаимодействия с информационными системами архивной отрасли; доработан технический проект АИС БГАКФФД.

Оборудование введено в эксплуатацию, что позволило увеличить плановые показатели по оцифровыванию кинодокументов в пять раз.

Реализация мероприятий подпрограммы 4 «Цифровое развитие отраслей экономики» направлена на обеспечение доступности образования, основанного на применении современных информационных технологий как для повышения качества образовательного процесса, так и для подготовки граждан к жизни и работе в условиях цифровой экономики; повышение качества медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения, информированности населения о состоянии здоровья, эпидемиологической обстановке на базе современных технических решений; развитие инструментов цифровой экономики в различных отраслях национальной экономики, предусматривающих применение передовых технологий в производстве и процессах ведения внешнеэкономической деятельности, формирование необходимых условий для сохранения и повышения конкурентоспособности белорусских предприятий на мировом рынке.

В целом ее результаты будут способствовать решению задачи социально-экономического развития по созданию отраслевых цифровых платформ.

В связи с масштабностью предстоящих работ – создание отраслевых информационных пространств на базе цифровых платформ –по большинству мероприятий подпрограммы в отчетном периоде велась предпроектная работа.

Вместе с тем к настоящему времени имеются и практические результаты. По итогам выполнения мероприятия 63 в 2021 году ОАО «ЦНИИТУ» разработана и введена в опытно-промышленную эксплуатацию цифровая облачная платформа «Единая виртуальная выставка предприятий Министерства промышленности» (далее – ЕВВ). ЕВВ – это интерактивная платформа с широким набором функций. Предприятия Республики Беларусь имеют возможность демонстрировать посредством виртуальной выставки выпускаемую продукцию, производственное оборудование и технологии, используемые на производстве. Предприятия размещают на ЕВВ виртуальные выставочные стенды, где представлены образцы продукции, в том числе и в формате 3D. Также ЕВВ включает в себя обширный набор инструментов для проведения онлайн конференций, семинаров и иных форм делового общения.

Преимущества размещения на единой виртуальной выставке:

  • выход на новые, закрепление и продвижение на существующих рынках;
  • постоянная доступность в виртуальном пространстве;
  • возможность демонстрации образцов продукции, оборудования
    и технологий производства в формате 3D;
  • непрерывная коммуникация с действующими и новыми клиентами;
  • пользование функцией видеоконференций для проведения переговоров с клиентами и партнерами, технико-эксплуатационного обслуживания, проведения собеседований и в рамках иных нужд, возникающих перед предприятиями;
  • доступ к обучающим мероприятиям: вебинары, конференции, тренинги;
  • расширенные возможности по изучению спроса и конкуренции.

За время работы ЕВВ в режиме опытной эксплуатации ресурс посетило 9 640 посетителей.

В настоящее время ОАО «ЦНИИТУ» разместило в четырех отраслевых павильонах 79 организаций системы Минпрома.

Внедрены и активно используются инструменты цифрового маркетинга:

  • поисковое продвижение SEO;
  • контекстная реклама (сложный таргетинг, профессиональное создание графического, видео и текстового контента);
  • медийная реклама (баннеры на посещаемых медиа ресурсах);
  • социальные медиа (SMM);
  • e-mail маркетинг (целевые рассылки, информирование и привлечение);
  • партнерские программы (сотрудничество с рядом министерств и ведомств, конфедерациями промышленников и бизнесменов и пр.).

Разработан план по дальнейшему развитию ЕВВ.

В рамках реализации мероприятия 67 осуществлялось создание интегрированной системы цифровой каталогизации товаров (продукции) Республики Беларусь для формирования единого рынка государств – членов Евразийского экономического союза. В отчетном периоде: разработаны требования к ИС, концепция ИС, техническое задание на ИС и проектные решения по ИС и ее частям (технический проект). Работы продолжаются в 2022 году.

Реализация подпрограммы 5 «Региональное цифровое развитие» направлена на повышение уровня комфорта и безопасности жизнедеятельности населения посредством создания и внедрения технологий «умных городов», включая системы удаленного мониторинга и учета состояния жилищного фонда, расхода энергоресурсов, состояния окружающей среды, видеоаналитики и другого. Выполнение ее мероприятий способствует решению задачи социально-экономического развития по разработке региональных цифровых платформ, а также внедрению технологий электронного правительства и элементов цифрового участия на местном уровне.

В отчетном периоде Минприроды начата работа по созданию республиканской информационной системы автоматизированного мониторинга окружающей среды (мероприятие 74). В рамках мероприятия планируется создание системы, обеспечивающей сбор, хранение, обработку, анализ и интерпретацию данных, получаемых при проведении видов мониторинга, включая мониторинг атмосферного воздуха и данные от источников загрязнения атмосферного воздуха, поступающих от автоматизированных систем контроля выбросов промышленных предприятий, а также возможность электронного учета информации и используемого оборудования.

Остальные проекты данной подпрограммы в установленном порядке проходили предпроектные процедуры. Работы по ним продолжаются.

В целом реализация Государственной программы обеспечивает решение задач социально-экономического развития по одному из основных приоритетов текущего периода – цифровая трансформация. Она учитывает уровень «цифровой зрелости» Республики Беларусь как в отраслевом,
так и в региональном масштабах, а также применяемые технические решения и мировые тенденции, что выступает основой для дальнейших цифровых преобразований. Достигнутые в первый год реализации результаты позволяют значительно повысить качество оказания услуг населению в части телекоммуникационных услуг, сервисов электронного правительства, электронного участия, способствуя росту уровня удовлетворенности граждан условиями их жизни независимо от места проживания (сокращение «цифрового разрыва» между центром
и регионами).