Новая система управления цифровым развитием сформировалась в нашей стране после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 (Указ № 136).В его развитие приняты ряд нормативных правовых актов, которые определили институты этой системы. Последние созданы для эффективной работы нового механизма реализации ИТ-проектов. Визуально сформированная вертикаль управления цифровым развитием система может быть представлены в виде трех основных уровней (см. рисунок ниже).Первый уровень – стратегический, отведен Министерству связи и информатизации (Минсвязи). Для принятия решений по вопросам цифрового развития при Минсвязи создан Совет по проектам в сфере цифрового развития (Совет) – межведомственный координационный орган. В его состав входят руководители (или их заместители) Администрации Президента Республики Беларусь, Минсвязи, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства юстиции, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Комитета государственного контроля.Совет решает вопросы о целесообразности реализации мероприятий перед проведением экспертизы, между тем принятие решения Советом о целесообразности реализации пилотных проектов осуществляется на основании результатов экспертизы. Он также рассматривает пилотные проекты, связанные с внедрением информационных систем и цифровых платформ в рамках государственно-частного партнерства, и принимает решения о необходимости и условиях их реализации. Кроме этого, Совет осуществляет согласование показателей цифрового развития отраслей экономики и административно-территориальных единиц.Организационно-техническое, научно-методическое и экспертное сопровождение процессов цифрового развития закреплено за Центром перспективных исследований (ЦПИ), который создан в структуре ОАО «Гипросвязь», а также за Центром цифрового развития (ЦЦР). Кроме этого, ЦПИ формирует предложения по проектам прогнозов цифрового развития, показателям уровня цифрового развития отраслей и регионов, собирает информацию для оценки эффективности реализации мероприятий. В свою очередь, ЦЦР обладает статусом головной организации по реализации мероприятий в сфере цифрового развития. Будучи головной организацией, ЦЦР выполняет функции по разработке и сопровождению государственных цифровых решений, участию в создании единой архитектуры государственных цифровых платформ и информационных систем, а также обеспечению координации деятельности государственных органов и организаций по вопросам разработки технических решений и мониторинга хода реализации мероприятий в сфере цифрового развития.В соответствии с Указом № 136 координацию цифрового развития на отраслевом и межотраслевом уровнях осуществляют лица, ответственные за вопросы цифрового развития (как правило, это заместители руководителей госорганов), практическую реализацию мероприятий и проектов обеспечивают «офисы цифровизации». «Офисы цифровизации» определены из числа юридических лиц, подчиненных (входящих в систему) государственным органам и иным государственным организациям, и (или) из числа структурных подразделений данных государственных органов и иных государственных организаций. Перечень «офисов цифровизации» из числа юридических лиц, подчиненных (входящих в систему) государственным органам и иным государственным организациям определен в Указе № 381. PDF